Электрические спидометр и тахометр ЗИЛ-133
Спидометр. На автомобилях ЗИЛ-133ВЯ, -133ГЯ устанавливается электрический бесконтактный спидометр 11.3802 с датчиком МЭ307.
Датчик МЭ307 (рис. 15.1, б) установлен на коробке передач и получает привод от ведомого вала посредством червячной пары и пары цилиндрических шестерен. Датчик представляет собой трехфазный генератор церемонного тока, частота которого пропорциональна частоте вращения постоянного магнита ротора 24, .установленного на валу 21. Статорные обмотки 20 датчика соединены в звезду и пучком из трех проводов посредством штекерных колодок соединяются с указателем.
Указатель спидометра (рис. 15.1. о) представляет собой измерительный узел магиитоиндукционного типа. В металлическом штампованном корпусе 13 размещен механизм спидометра с синхронным электродвигателем и электронным блоком на печатной плате 9.
Электродвигатель имеет трехфазную обмотку 16 возбуждения, соединенную в звезду. Каждая фаза обмотки подключена к соответствующему транзисторному каскаду.
Якорь в виде постоянного оксидно-бариевого магнита 3 имеет общую ось с постоянным магнитом 14, вращающим через воздушный промежуток картушку 7. Стрелка 10 спидометра насажена на ось 12 картушки 7.
Принцип работы спидометра заключается в следующем. При движении автомобиля якорь датчика вращается и создает в каждой катушке импульсы напряжения, частота которых пропорциональна скорости движения автомобиля. Импульсы от каждой катушки 25 (рис. 15.1, в) подаются по отдельному проводу 26 на один из трех транзисторов 27, работающих в режиме ключа, вследствие чего при отпирании транзисторов от бортовой сети автомобиля питаются статорные обмотки 28 указателя (электродвигателя). Фазные токи создают в статоре приемника три пульсирующие намагничивающие силы, сдвинутые в пространстве под углом 120о и по времени на 1,3 периода вращения якоря датчика. Результирующая намагничивающая сила обмотки статора 28 вращается синхронно с якорем. Ротор указателя, следуя за изменением направления намагничивающей силы статора, вращается синхронно с ротором датчика, тем самым обеспечивая дистанционную передачу от датчика к скоростному узлу спидометра. Скоростной и счетный узлы спидометра работают аналогично спидометру СП201-А. описанному выше.
Рис. 15.1. Спидометр 11.3802:
а - указатель; б - датчик; в - электрическая схема; 1 - крышка электродвигателя; 2 - штифт крепления втулки магнита; 3 - постоянный магнит; 4 - корпус электродвигателя; 5 - вал магнита; 6 - скоба; 7 - катушка; 8 - корпус механизма; 9 - плата электронного блока; 10 - стрелка; 11 - шкала; 12 - ось катушки; 13 - корпус прибора; 14 - магнит; 15 - статор; 16 - обмотка статора; 17 - стопорное кольцо; 18 - уплотнение; 19 - корпус датчика; 20 - обмотка статора; 21 - вал ротора; 22 - манжета; 23 - стопорное кольцо; 24 - постоянный магнит; 25 - катушки датчика; 26 - провод; 27 - транзистор КТ801-А; 28-обмотки статора указателя.
Тахометр. Для контроля за частотой вращения коленчатого вала двигателя на автомобилях ЗИЛ-133ВЯ, -133ГЯ применяется тахометр 11.3813- Тахометр отличается от спидометра 11.3802 только отсутствием счетного узла и местом установки датчика.
Датчик тахометра устанавливается на крышке заднего подшипника вала привода топливного насоса и приводится во вращение валом привода насоса, для чего в торец вала запрессовывается сухарь привода датчика с прорезью под плоский конец ведомого валика.
Неисправности электрического спидометра и тахометра. Наиболее характерные неисправности спидометра 11.3802 и тахометра 11.3813, которые могут встретиться в эксплуатации, а также возможные причины неисправностей и способы их устранения приведены в табл. 15.2.
Ремонт электрических спидометров и тахометров можно производить только в специализированных мастерских опытными специалистами по данным приборам.
Техническое обслуживание электрического спидометра и тахометра. Обслуживание в процессе эксплуатации сводится к периодическому осмотру (при ТО-1) и проверке затяжки болтов крепления датчиков к фланцам.
Необходимо также осмотреть надежность установки штекеров в колодках и отсутствие возможности перетирания пучков проводов. Не допускается наличие влаги под защитными резиновыми колпачками, защищающими штекерное соединение датчика и заднего левого пучка проводов.
Проверка точности показаний электрического спидометра и тахометра. Контроль точности показаний должен производиться в рабочем положении прибора на специальных установках, обеспечивающих плавное изменение частоты вращения привода датчика. Для этой цели можно использовать тахометрическую установку ОТХ2-60.
Для спидометра при температуре окружающей среды (20±5)°С погрешность не должна превышать +З км/ч при скорости не более 60 км/ч и 4-5% от действительной скорости при скорости больше 60 км/ч. Для тахометра при тех же условиях погрешность не должна превышать +5% действительного значения показаний в пределах 500—2500 об/мин и ±4% при 2500 об/мин и более.
Колебания стрелки прибора при постоянной угловой скорости датчика не должны превышать ±2% от предела измерения на скоростях более 20 км/ч для спидометра и более 500 об/мин для тахометра.